Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
23.04.2024
20:37
Струнино информационный портал
Определённо, у настоящего момента может быть лишь одно предназначение. Вся жизнь человека есть последовательность моментов. Если полностью понять настоящий момент, больше нечего будет делать и не к чему будет стремиться.
Меню сайта
Block title
[09.08.2009][]
Восстание против Ляхов (1)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
  1. [24.10.2008]
[]
Образование города Струнино (21)
Главная » 2010 » Сентябрь » 4 » Династия Барановых
Династия Барановых
21:39

                             

       История купеческого рода Барановых                                                                           

Асаф Иванович Баранов

Основоположником династии первых купцов-мануфактурщиков Барановых был крепостной крестьянин Тихон Петрович Баранов, который весь осенне-зимний сезон просиживал за самодельным ткацким станком. Ему-то и удалось продажей домотканого холста сколотить первоначальный капиталец. Его дело продолжил сын – Николай Тихонович Баранов, писавшийся уже купцом третьей гильдии. Внук Тихона Петровича – купец третьей гильдии Федор Николаевич Баранов после окончания Отечественной войны 1812 года купил возле города Александрова участок земли, построил на нем дом и небольшую красильню для крашения тканей в синий «кубовый» (индиго) цвет. (Начинал Федор Николаевич с того, что собирал по окрестным селам крашенинку и перепродавал ее на ярмарках в соседних городах). Земля, купленная Барановым, оказалась в некотором смысле местом «намоленным»на ткани, ибо принадлежала до этого помещику Карабанову, «имевшему пристрастие к тканям»: помещик Карабанов коллекционировал ткани различных мануфактур. В 1834 году Федор Николаевич расширил свою фабрику и стал красить пряжу в красный цвет. Сейчас, в решении красить пряжу в красный цвет, нет ничего удивительного, но в те годы, чтобы решиться на это, необходимо было обладать недюжинным умом и решительностью. Федор Николаевич обладал всеми этими качествами, и уже через год, на Нижегородской ярмарке, мануфактура Баранова получила серебряную медаль за отличное качество окраски хлопчатобумажных тканей в красный цвет.


Значение этой новации трудно переоценить. Так, например, только четверть века спустя Людвиг Рабенек (фабрика компании «Богородско-Глуховская мануфактура») на выставке 1870 года в Санкт-Петербурге получил золотую медаль «За полезное» для ношенияна шее на Владимирской ленте. Награждение следовало за «выделку хлопчатых пряжи и тканей, окрашенных в адрианопольский красный цвет».

Слова «адрианопольский», «красный», «пунцовый» и «кумачовый» стали в это время практически синонимами. «Французскими» же пунцовые ситцы называли потому, что для окраски тканей применялся привозной экстракт – «французский крапп» (отсюда, по цвету красителя, и знаменитые «краповые береты»), а позже окраску тканей в любой пунцовый оттенок стали называть окраской французским способом, независимо от красителя.

Адрианопольский красный – удивительное название, пахнущее морем и раскаленным песком… Уже за одним этим названием стоит многовековая история. Именно в Адрианополе, на территории нынешней Турции, в 378 году до н.э. римляне потерпели жестокое поражение от вестготов, а спустя века Россия подписала Адрианопольский мирный договор, завершив, наконец, русско-турецкую войну 1828-1829 гг.



Но вернемся к красителю… Считается, что секрет этого красителя французы узнали в Леванте – так европейцы называли Восточное Средиземноморье, объединяя этим названием Сирию, Ливан, Палестину, Израиль, Иорданию, Египет и Турцию. На Востоке, еще до нашей эры, существовало несколько рецептов получения различных оттенков пурпурных и алых цветов. Первопроходцами здесь, как и во многом другом, были финикийцы. Вначале сырьем для получения знаменитого «пурпура античного» служили моллюски Murex brandaris, пурпурные улитки. Их панцири содержали несколько красящих веществ и давали возможность, в зависимости от технологии, получать разные оттенки. Но человеческое тщеславие и ненасытная жажда роскоши привела к практическому истреблению пурпурниц. И тогда в качестве заменителей были найдены растительные красители, в частности марена красильная (Rubia tinctorum L), позволявшая, в зависимости от протравки, получать ткани разных цветов – красного, розового, пурпурного, оранжевого и коричневого. Именно с Востока, наряду с другими восточными драгоценностями, окрашенные ткани попадали в Древнюю Грецию, а позднее – в Рим. Роскошь этих тканей трудно поддается описанию даже античным авторам, видевшим их воочию, но точно известно, что спартанцы резко осуждали афинян именно из-за использования окрашенных восточных тканей, считая, что они ослабляют и развращают нацию, снижают ее боеготовность. Издревле существовали центры, славящиеся своими окрашенными тканями и производством красителей (славу Тирского пурпура, воспетого поэтами, не затмил никто!), но именно в турецком городе Адрианополе (ныне Эдирнэ), как нигде, процветало искусство производства красок из марены – отсюда лет 200 назад и пошло, благодаря французам, название «адрианопольский красный».

В Западной Европе технологию получения красного цвета освоили только в начале XIX века, причем всюду ее строго засекречивали. Однако во Франции, в сравнении с другими европейскими странами, марену начали разводить довольно рано. В Авиньоне есть памятник армянскому агроному Ованесу Алтуняну (Jean Althen, 1709 – 1774) за его вклад в развитие культуры марены во Франции. Экстракт марены под названием крапп добывался из корней двухлетнего растения и был незаменим до начала эры анилиновых красителей. Каким образом французский секрет «адрианопольской красной» стал известен англичанам – Бог весть! Однако уже в 1813 году эта технология была усовершенствована фирмой Томсон, где занимались разработкой краски из смирнской марены (Смирна – античный город, что располагался на месте нынешнего Измира), и только после этого рецепт попал в Россию.

В России знали способы получения красного цвета, и среди красителей, ввозимых из Турции и Бухары, одно из первых мест принадлежало марене. Была в России и своя марена. Когда именно была предпринята первая попытка к ее разведению – достоверно не известно, однако известно, что в 1787 году правительством были выписаны семена марены из Анатолии, а в 1812 году Императорское вольное экономическое общество назначило золотую медаль и денежную награду за разведение марены, которая была бы лучше дикой астраханской. Качественный отечественный красный краситель был жизненно необходим бурно развивающимся текстильным мануфактурам. До Федора Николаевича Баранова ситец с красным рисунком уже выпускался на мануфактурах Сокова и Витова; их ситцы вообще отличались от прочих русских ситцев яркостью и значительным применением красного цвета. Встречались и темноземельные платки с пунцовыми розами. Но первенство в производстве красноземельных вытравных ситцев, бесспорно, принадлежит Ф.Н. Баранову.

Спустя какое-то время его сын Иван Федорович Баранов, основавший в 1846 году Троицко-Александровскую мануфактуру, значительно усовершенствовал процесс крашения и нашел способ замены дорогого французского краппа. Более того, дабы не ввозить марену из Турции, им были арендованы плантации близ Дербента, где стали выращивать свою марену и добывать экстракт из корней. То, что для закрепления красителей использовали бычью (а не собачью) кровь, факт исторический и сомнению не подлежит. Бычью кровь привозили с бойни, и хранилась она в огромных деревянных чанах при мануфактуре. Вот это самое применение бычьей крови в производстве и служило благодатной почвой для различных пересудов и суеверий, принимавших иной раз довольно агрессивные формы. Так что у «французских» ситцев, которыми мы теперь так восхищаемся, некогда была довольно недобрая слава и мрачная репутация, что, естественно, тревожило И.Ф. Баранова, радевшего о своем предприятии. И через какое-то время этот очень талантливый предприниматель нашел выход: сумел заменить бычью кровь отваром из отрубей. Вскоре после этого мануфактура расширилась и пришла к настоящему процветанию: в Карабанове был построен новый корпус для производства этих самых «французских» ситцев и, ставших в последствии знаменитыми, Барановских платков. Изготовление вытравных тканей было дело не только трудоемким, но и весьма вредным для здоровья мастеров (например, для вытравки красной пунцовой материи использовался раствор хлора), оттого и стоили они довольно дорого.

В 1847 году предприниматель И.Ф. Баранов получил право клеймить свою продукцию – изображать на своих изделиях государственный герб, что служило подтверждением высочайшего качества.



Иван федорович Баранов скончался в 1848 году от неожиданной болезни. После его смерти в течение 15 лет мануфактурой управляла его жена – Александра Асафовна, а после смерти матери между братьями Барановыми произошел раздел имущества. Старшему брату Николаю досталась Александровская фабрика деда, а карабановскую мануфактуру поделили братья Александр и Асаф, сразу же основав «Торговый дом А. и А.И. Барановых» и «Товарищество мануфактур Барановых».

Чтобы поддержать высокую марку карабановских ситцев, братья продолжают совершенствовать технологические процессы. В 1866 году ими была установлена первая плоскопечатная машина. До этого рисунок наносился вручную – накладом. Умельцы-резчики изготавливали плашки (матрицы с рисунком), на которые наносилось до 3-х цветов, а затем на специальных столах, ударяя по ним молоточками, набивали на ткань. Были и такие мастера, которые умудрялись наносить до семи цветов!

Но только развитием предприятия деятельность братьев Барановых не ограничивалась. Братья пригласили геологов, которые у деревни Коровино нашли отличную глину для производства кирпича, где и был ими построен кирпичный заводик. С этого времени начинается коренная реконструкция мануфактуры. Братья начинают усиленно хлопотать перед руководством Московско-Ярославской железной дороги и добиваются в 1871 году отвода железнодорожной ветки от Карабанова к Александрову, однако до 1893 продукция доставляется на конной тяге. На средства братьев Барановых в 1876 году была заложена церковь, которая после окончания строительства и освящения дала право Карабанову официально считаться селом. Очень многое делалось для рабочих, начиная от строительства больницы с родильным и инфекционным отделением и до просветительских чтений с показом диапозитивов.

Особо примечательна личность – Асафа Ивановича Баранова, который был не только талантливым предпринимателем, но и очень грамотным инженером-химиком. В 1874 году он вышел из семейного дела и основал собственную фабрику «Соколовская мануфактура Асафа Баранова», которую построил и оборудовал по последнему слову техники. Был Асаф Иванович не только миллионером, но и щедрым благотворителем.

 

При своей фабрике он построил храм, богадельню для больных и престарелых рабочих, а в уезде – несколько отлично оборудованных училищ с физическими и химическими кабинетами, географическими картами, астрономическими приборами и прочим. 


Писатель С.Я. Елпатьевский (сын священника из села Новоселки-Кудрино и двоюродный брат основателя Музея изящных искусств И. В. Цветаева) приводит в своих воспоминаниях удивительный факт: жалованье учителей в таких училищах составляло 100 рублей. (!) И это в то время, когда учителя в государственных и в большинстве частных учебных заведений получали не более 15-18 рублей в месяц, а дом в городе можно было купить за 350 рублей.

«Будьте здравы, веселы и богаты, как Асаф Баранов», – как-то написал А.П. Чехов в одном из писем к знаменитому русскому архитектору и художнику Федору Шехтелю.




О династии Барановых можно рассказывать очень много и долго, ибо эти люди были из той породы, которую называют солью земли. Их вклад в развитие русского ситцепечатанья столь велик и прекрасен, что и более ста лет спустя мы не устаем восхищаться результатами их трудов. Был он оценен и при их жизни: на всех российских выставках Барановские ситцы удостаивались высших наград. Но особо отличилась продукция Соколовской мануфактуры Асафа Баранова: вначале на выставке в Антверпене, а затем на выставках в Лондоне, Вене и Париже. Так, например, образец ткани под названием «Смородиновый лист» получил «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. А тремя годами ранее, в 1886 году, фабрика Асафа Баранова была удостоена специальной награды Персидского шаха. С 1882 года он получил право изображать на своей продукции герб Российской империи.

Управленцы Барановской мануфактуры 1909г

Просмотров: 6314 | Добавил: Alecs | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Форма входа
Поиск
Block title

 Copyright MyCorp © 2024
 
Интернет-статистика Rambler's Top100