Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
19.03.2024
10:48
Струнино информационный портал
Определённо, у настоящего момента может быть лишь одно предназначение. Вся жизнь человека есть последовательность моментов. Если полностью понять настоящий момент, больше нечего будет делать и не к чему будет стремиться.
Меню сайта
Block title
[09.08.2009][]
Восстание против Ляхов (1)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
  1. [24.10.2008]
[]
Образование города Струнино (21)
Главная » 2009 » Август » 5 » Александровская слобода
Александровская слобода
20:10

                             Александровская слобода 

                           

 Александровский кремль - старейшая загородная резиденция московских государей. Она навсегда вошла в российскую историю как знаменитая Александровская Слобода - опричная столица Ивана Грозного.
Однако судьба ее была определена еще отцом царя Ивана IV - великим московским князем Василием III.
По его повелению лучшими русскими и итальянскими мастерами, строившими Московский Кремль, в Слободе был возведен роскошный дворец. С 11 декабря 1513 года Александровская слобода стала местом регулярного пребывания в ней Государя, его семьи и Государева двора. 
В ожесточенной борьбе за власть во второй половине XVI века, в становлении русского самодержавия Александровской слободе была отведена особая роль. Царь Иван IV Грозный превратил ее в фактическую столицу государства, из которой завершил объединение страны. Здесь была учреждена опричнина и отсюда совершен поход на вольный Новгород.

В Александровском кремле принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В его палатах заключались важнейшие политические и торговые договоры. Именно отсюда был предпринят первый "прорыв" России в Европу после многовековой изоляции и молчания. 

По воле Грозного Слобода превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства.

Здесь жили и творили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод, была создана первая русская консерватория и первая провинциальная печатня. 

 С Александровской слободой связаны многие события личной жизни Ивана IV.

В ней устраивались смотрины невест для самого царя, а затем и для его сына Ивана, которые заканчивались пышными свадьбами.

В Слободе теряются и следы таинственной "либерии" (библиотеки) Грозного. 17-летняя история опричной столицы завершилась для царя кровавой драмой. В приступе гнева он смертельно ранил своего сына Ивана. 
Александровская слобода играет заметную роль в бурных событиях, так называемого "Смутного времени" начала XVII века. Здесь находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М.В.Скопина-Шуйского. Во время польской интервенции дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. Постепенно этот государственный, политический и культурный центр утрачивает свое былое ведущее значение в жизни страны. Новая Александровская слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом. Но в названиях ее улиц еще долго сохранялась память о времени Грозного: Конюшенная (здесь располагались царские конюшни), Стрелиха (где жили стрельцы), Садовня (тут находились царские сады) и другие.
В середине XVII века, столетие спустя после бурных событий опричнины, на этом историческом месте был основан Успенский женский монастырь. Первоклассные постройки XVI века стали ядром монастырского комплекса. Часть уникальных сооружений царского дворца была разобрана и перестроена для нужд монастыря. 
В Успенском женском монастыре побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Во время стрелецкого бунта в Москве в 1689 году Петр Алексеевич, пережидая бурные события в столице, укрылся за стенами обители. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти 10 лет, скончавшись в 1708 году. 
Судьба дочери Петра Великого, Елизаветы, также оказалась тесно связана с Александровской слободой, куда она была сослана в 1730 году. Заступничество Бирона помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. На протяжении всего XVII-XVIII вв. Слобода оставалась дворцовым селом. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую слободу и венчалась на царство. 
 В 1778 году с образованием Владимирской губернии Слобода была преобразована в город Александров. На его гербе изображены две наковальни и тиски. Эти символы свидетельствовали об одном из самых древних занятий жителей города - кузнечном ремесле. 
 Исторически сложилось так, что Александров делился на две части: Посад и Заречье, между которыми протекала река Серая. В Заречье возвышался Успенский монастырь. На Посаде стояли лавки, торговые, питейные, купеческие и мещанские дома. В то время в городе проживало 2282 человека. Большую часть населения составляли купцы и мещане. 
 В первой половине XIX века в городе и уезде получила развитие текстильная промышленность. В трех близлежащих населенных пунктах: В Александрове и расположенных поблизости Карабанове и Струнине товариществом купцов Барановых были открыты фабрики по окрашиванию пряжи, набойки французских ситцев, крашения кумача, набивки платков. Особого успеха и известности достигла Троицко-Александровская мануфактура. Не раз наряду с московскими и петербургскими фабриками она достойно представляла русские ситцы на международных выставках. Продукция мануфактур пользовалась спросом на многочисленных российских ярмарках. 

 Однако славу древней Александровской слободы не суждено было затмить никаким более поздним историческим событиям и свершениям, как ни один из памятников города не может сравниться с великолепным белокаменным ансамблем Александровского кремля. 

В декабре 1564 года, во время Рождественского поста, государь Иван Васильевич вместе со второй женой, Марией Темрюковной, и сыновьями, царевичами Иваном и Феодором, покидал Москву. Царь со своей семьей отправлялся на богомолье по расположенным неподалеку от столицы храмам и монастырям. Но отъезд его на этот раз был весьма необычен. К большому недоумению москвичей, государь увозил из Кремля наиболее почитаемые иконы, богатую церковную утварь, нарядные одежды, драгоценности, деньги - на размещение всех этих сокровищ потребовались сотни саней. Охранял царский поезд многочисленный вооруженный отряд. Сопровождали Грозного избранные им бояре и дворяне, которые, вопреки обыкновению, отправлялись в путь вместе со своими женами и детьми. 

Уже сама торжественная и небывалая прежде обстановка отъезда настораживала жителей Москвы. По свидетельству старинных памятников, остававшиеся в столице бояре и лица духовного звания "в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведало куды бяша". Однако наиболее драматические события были еще впереди. 

После длительного блуждания по Подмосковью и посещения села Коломенского и Троицкого монастыря царский поезд прибыл в укрепленную Александровскую слободу, расположенную к северу от столицы, на пути к Ярославлю и Вологде. Это дворцовое село, выросшее из великокняжеского охотничьего стана, Иван IV неоднократно посещал и прежде. Оно приобрело определенное значение еще при отце грозного самодержца - Василии III. Последний во время своих поездок по святым местам надолго останавливался в Александровской слободе, где по его повелению были возведены огромный белокаменный Покровский храм с отдельно стоящей звонницей и государевы хоромы. Но именно в годы царствования Ивана IV Александровская слобода достигает наибольшего развития, превратившись из временной резиденции московских государей в важнейший центр политической жизни страны. 

В январе 1565 года из Александровской слободы Иван Грозный направил в Москву послания. Царь заявлял о своем отречении от власти ввиду "измен" бояр и князей, пособниками которых называл архиереев. В то же время он отмечал, что не держит гнева на посадских людей. 

Поставленная Иваном IV цель была достигнута. Царю удалось вызвать раздор, настроить народ против служилых людей и духовенства. Ввиду опасности возникновения междоусобий и беспорядков, да еще в ту пору, когда страна находилась в состоянии войны с соседними государствами, Боярская дума не приняла отречения царя. В Александровскую слободу было направлено посольство с просьбой возвратиться к управлению государством и вершить дела как угодно. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, Иван Грозный продиктовал свои условия. Он разделил государство на две части, учредив опричнину - особый государев удел, в который по своему произволению отобрал наиболее ценные города и земли. Остальной территорией (земщиной) управлять полагалось Боярской думе. В то же время царь, под предлогом борьбы с изменниками, добился права самовольно, без согласия Думы, казнить опальных бояр и отбирать в казну их имущество. На основе старого государева двора было создано опричное войско, в которое царь отбирал наиболее надежных, с его точки зрения, людей. 

Наступила тяжелая для России пора - время опричного террора, жестоких расправ царя с действительными и мнимыми врагами, безнаказанных грабежей и убийств, опустошительных походов против своих же, русских городов. 
 

В Московском Кремле Иван Грозный появлялся теперь довольно редко, главным образом - для приема иноземных послов. Он устроил для себя другой двор, за рекой Неглинной, который, однако, также представлялся мнительному государю слишком ненадежным. Иван задумал превратить в своеобразную опричную столицу северный город Вологду, откуда, в случае опасности, легче было бежать за пределы Московского государства. В Вологде было предпринято строительство мощной каменной крепости, подобной Московскому Кремлю. Сооружается главная, юго-восточная стена с десятью башнями, завезены изготовленные в Москве пушки. Однако постройка грандиозного Вологодского кремля так и не оказалась завершенной. Не суждено было Ивану Грозному и скрываться от мятежников в отдаленных от Москвы северных монастырях, об усилении оборонительных сооружений которых он проявлял большую заботу. 


Зато Александровская слобода почти на целое десятилетие стала своеобразной опричной столицей. Здесь обосновался грозный царь со своим опричным воинством, которое политические противники именовали "сатанинским полком". Отсюда он направлял свои знаменитые послания бежавшему в Литву князю Андрею Курбскому. Отсюда выступали опричники в невиданный по жестокости поход на Тверь и Новгород, завершившийся разорением русских сел и городов, убийством десятков тысяч соотечественников. 

Об укреплении своей резиденции царь Иван IV, повсюду подозревавший заговоры и измены, проявлял особую заботу. Расположенная на возвышенном берегу реки Серой, слобода получила в этот период достаточно мощные оборонительные сооружения. Все дворцовые и храмовые строения оказались под защитой опоясывавших их глубокого рва и огромного земляного вала, на котором возвышались крепостные стены. Крепость занимала довольно обширную территорию и имела в плане форму, близкую к прямоугольнику. Необычным для русского зодчества тех времен способом были сооружены стены. По свидетельству одного из иностранных авторов, видевших Александровскую слободу, крепость была срублена следующим образом: "Стены сложены из бревен, врезанных одно в другое и доверху засыпанных землей. Снаружи поверх бревен во избежание пожара выложена стена толщиной в один кирпич - от земли до стрельниц". Как правило, деревянные рубленые крепости ради предотвращения пожаров обмазывали глиной - что зафиксировано в источниках, в частности, относительно крепости города Твери, сооруженной в середине XIV века, при князе Михаиле Александровиче. Крепость же Александровской слободы, благодаря слою кирпичной кладки, на первый взгляд казалась каменной. Так она представлена и на старинных изображениях, и в описаниях некоторых очевидцев. 

Крепость Александровской слободы имела несколько проездных ворот. Главные из них, называвшиеся Большими, находились с западной стороны. Они вели к Соборной площади, занимавшей в слободе виднейшее место. Были еще Благовещенские и Богоявленские ворота. 

На территории крепости находились государевы хоромы, церкви и некоторые другие здания. При Иване Грозном в Александровской слободе располагались многочисленные парадные палаты, составляющие комплекс царского дворца. Последний, по свидетельству современников, был великолепен, отличался пышностью и богатыми украшениями. Иногда во дворце своей резиденции Иван Грозный принимал иноземных послов, как это было, в частности, в 1567, 1569, 1575 годах. В одной из роскошных палат происходили свадебные торжества. 

 

 

Помимо богатого царского дворца достопримечательностями Александровской слободы являлись три каменных храма. Первый из них, Покровский, был возведен еще при Василии III. Троицкую и Успенскую церкви Иван Грозный построил после печально известного новгородского похода, принесшего богатую добычу. Тогда же рядом с собором взамен прежней небольшой колокольни сооружается новая, по своим размерам и облику увязывавшаяся с другими зданиями царской резиденции. После новгородского похода сам собор Александровской слободы получил новые украшения в виде двух великолепных церковных врат (Васильевских и Тверских), сорванных опричниками со старинных священных храмов Новгорода и Твери. 

 

 


Здания Александровской слободы производили яркое впечатление на современников. Так, например, датский посланник Я. Ульфельд, видевший в 1575 году резиденцию русского царя, упоминает про "крепость пространную и великолепно сделанную из камней, стенами и рвами окруженную, имеющую три богатых храма". 

Подступы к крепости бдительно охранялись - уже в трех верстах от Александровской слободы были установлены заставы. Верные царю стражи не допускали никого без разрешения государя ни в слободу, ни за ее пределы. А поблизости от резиденции Ивана Грозного селились те представители служилого класса, которые стремились привлечь к себе внимание государя, отличиться, получить в награду хорошие земельные наделы. 

В пределах Александровской слободы царь и опричники мучили и убивали множество опальных - подчас сотни за один день. Само название царской резиденции напоминало современникам об ужасах опричного террора, о беспощадных кровопролитиях, совершавшихся по вине сумасбродного государя и его приспешников. По своим претензиям на неограниченную власть и безоговорочное повиновение подданных, по своей не знающей предела жестокости Иван Грозный напоминал восточных деспотов. В период его царствования со всей отчетливостью проявились те негативные черты государственного устройства, которые Россия унаследовала от Золотой Орды вследствие двухвекового ига азиатских завоевателей. Не считался царь даже с наиболее видными представителями духовенства. Так, самим Иваном Грозным или исполнявшими его приказ опричниками были убиты митрополит Филипп и псково-печерский игумен Корнилий, впоследствии канонизированные Русской церковью. 

Однако жестокий самодержец любил представлять себя защитником православия, ревнителем благочестия, почитателем монашеской жизни. У себя в Александровской слободе он устроил подобие иноческой обители. Несколько сотен наиболее близких к царю опричников облачились поверх дорогих мирских нарядов в монашеские одеяния. Сам Иван Грозный стал именоваться игуменом, князь Вяземский - келарем, а жесточайший палач Малюта Скуратов - пономарем. Царь - "игумен" и опричная "братия" добросовестно отстаивали длительные церковные богослужения, по всем правилам клали поклоны и читали положенные на день жития каноны. Большое значение придавалось дисциплине, и потому опоздавших или не явившихся на службу ожидало определенное наказание. Прилежание к внешнему исполнению обрядов сочеталось здесь с полным пренебрежением к Христовым заповедям о милосердии и любви. 

Усердные многочасовые моления Ивана Грозного и его опричной дружины сменялись занятиями совсем иного рода. Царь и опричники отправлялись пытать и казнить опальных, при этом "монашествующая братия" выступала в роли палачей. Жестокие кары следовали не только за более или менее основательные подозрения в принадлежности того или иного лица к оппозиции. Опасно было иметь просто чувство человеческого достоинства, не говоря уже о том, сколь беспощадно могло караться какое-либо неугодное царю или его приближенным высказывание. Известно, например, что одного боярина Иван Грозный предал казни только за то, что тот отказался надеть шутовской колпак и развлекать царя и опричников. 

 

 

Но помимо того или иного вида проявления неповиновения бывали и другие основания для расправ. При мнительном и подозрительном царе процветали слежки и доносы. Причем при любом конфликте земского с опричником последнему полностью доверяли, что подавало опричникам возможность безнаказанно обижать тех, кто не принадлежал к "государеву двору". Нередко "монашествующая братия" Александровской слободы охотилась за чужим имением, пуская в ход клевету, подлог и другие подобные средства (корыстолюбием отличался и сам царь, который, несмотря на наличие у него богатой казны, не гнушался увеличивать ее за счет награбленного добра). 

 

 


Иногда, правда, переодетые в монашеские наряды опричники развлекались более безобидными способами - устраивали веселые попойки с плясками. Но и тут подчас не обходилось без подвоха. Так, однажды царь, как бы в виде особого почета, приглашенных на пир бояр "жаловал без числа своею царскою чашою и [приказал] чашником беспрестанно носити и пойти...". А когда бояре опьянели, велел писцам слушать и потихоньку записывать их речи. К счастью, ничего опасного для царской особы в этих высказываниях не нашлось, и царь лишь повеселился, подняв на смех степенных вельмож, говоривших спьяну совсем неразумные слова. 

 

 

Так, под влиянием страха перед заговорами, несколько лет провел Иван Грозный в Александровской слободе под усиленной охраной. Он жил там добровольным затворником, а если следовало покинуть пределы укрепленной резиденции, то выезжал только в сопровождении больших отрядов опричников. Он опасался кому-либо доверять, и впоследствии многие бывшие его приближенные из числа опричников также подвергались репрессиям. 

 

 


Внешнеполитические неудачи, усугублявшиеся ввиду раздоров внутри страны, привели в конце концов царя к выводу о необходимости прекращения разделения государства. Опричнина в начале 70-х годов XVI века была отменена, и даже само ее название было запрещено упоминать. В связи с этими событиями постепенно стала утрачивать значение и Александровская слобода. 

После того как царь покинул свою резиденцию, ее укрепления постепенно стали приходить в ветхость. Серьезный урон Александровской слободе был нанесен в период Смуты в начале XVII века: слобода оказалась тогда захвачена и разграблена поляками, а деревянные крепостные стены сожжены. Правда, вскоре князь М.В. Скопин-Шуйский построил неподалеку от прежней крепости деревянный острог, который стремился использовать в борьбе с неприятелями. Тогда, в 1609 году, в последний раз крепость Александровской слободы имела оборонительное значение. 

После преодоления Смуты, при царе Михаиле Федоровиче, на территории бывшей резиденции Ивана Грозного вновь были сооружены царские хоромы - слобода, расположенная на пути к северным русским городам, опять приобрела значение в качестве места остановки для представителей царствующего дома, направлявшихся на богомолье по святым обителям. В то время от прежней опричной крепости оставался лишь "город осыпной земляной по валу кругом 532 сажени, в длину 157 сажен, поперек 98..." 

Вскоре, однако, в судьбе печально знаменитой опричной столицы произошла резкая перемена. В 1651 году царь Алексей Михайлович предоставил землю запустевшей слободы вместе с Успенским храмом для основания женского монастыря. Так на месте "кровопивнейшего города" времен Ивана Грозного возникла настоящая иноческая обитель, и там, где прежде творили бесчинства опричники, стали возноситься молитвы к Богу. 

Сначала Успенский монастырь был очень беден, но вскоре, благодаря материальной поддержке со стороны царя, заметно окреп. Появилась возможность соорудить новые дорогостоящие постройки. Первоначальная деревянная ограда оказалась заменена другой, более внушительной и опоясавшей большую территорию. А в конце 70-х - начале 80-х годов была произведена постройка каменной ограды с четырьмя угловыми башнями, по внешнему виду напоминающей оборонительное сооружение. Она имела два ряда бойниц, круглые башни завершались в старину каменными шатрами. Тем не менее, монастырские стены не отличаются высотой, а в толщину достигают всего около полутора метров. Несмотря на общее сходство конструкции с фортификационными сооружениями, монастырская ограда не предназначалась для боевых действий. 

 

 

Стены и башни Успенского монастыря, возведенные в конце XVII и начале XVIII века, сохранились до наших дней. Что же касается крепости времен Ивана Грозного, то от нее уцелели только остатки валов и рвов. Суждения исследователей о ее прежнем облике основываются, главным образом, на данных письменных источников.

 

 

 

 

 

Просмотров: 3347 | Добавил: Alecs | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Форма входа
Поиск
Block title

 Copyright MyCorp © 2024
 
Интернет-статистика Rambler's Top100